01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 |
Информационные источники для ВЭД |
Таможенный кодекс ТС |
Таможенный кодекс ЕАЭС |
Таможенное регулирование |
Таможенные справочники |
Для участников ВЭД
|
С середины ноября 2024 года на приграничных складах России начали скапливаться грузы с бытовой техникой, заправленной смесями хладагентов. Причиной стали изменения в подходе к регулированию ввоза данной продукции, что вызвало значительные убытки у импортеров. Ситуация осложнилась отсутствием четкого нормативного регулирования по обращению со смесями гидрофторуглеродов (ГФУ), что привело к правовой неопределенности и сбоям в работе таможенных органов.
Историческая основа регулирования ГФУ
Проблема гидрофторуглеродов берет свое начало в 1985 году, когда в приложении №1 к Венской конвенции об охране озонового слоя было зафиксировано предположение о вреде ряда веществ, способных разрушать озоновый слой. Впоследствии, в 1987 году, был подписан Монреальский протокол, к которому присоединились многие страны, включая Россию и другие государства ЕАЭС.
1 января 2019 года вступила в силу Кигальская поправка к Монреальскому протоколу, которая обозначила ГФУ как вещества, способствующие парниковому эффекту. В список были включены 18 конкретных ГФУ с указанием их химических формул. Однако поправка не содержала указаний о том, как регулировать смеси этих веществ, что стало причиной последующих споров.
В решении Коллегии ЕЭК №30 от 21 апреля 2015 года указано, что ввоз техники с ГФУ возможен только при наличии лицензии Минпромторга. Однако вопрос о смешанных веществах остался нерешенным.
Правовая коллизия: смеси ГФУ
Производители и импортеры бытовой техники начали использовать смеси из ГФУ, чтобы обойти необходимость получения лицензий. Одним из примеров является вещество R-410A — азеотропная смесь дифторметана (R-32) и пентафторэтана (R-125), оба из которых входят в список Кигальской поправки.
До октября 2024 года позиция таможенных органов и Минприроды России заключалась в том, что лицензии Минпромторга требуются только для моно-вещества, а смеси под это требование не подпадают. Однако 18 октября 2024 года ситуация изменилась: ФТС России издала письмо №14-57/65278, в котором сообщила о необходимости лицензий и для ввоза смесей ГФУ.
Последствия изменения позиции
К моменту публикации письма ФТС на терминалах уже находилось большое количество техники, заправленной смесями ГФУ. Импортеры столкнулись с невозможностью оперативно получить лицензии из-за длительного срока их оформления (до трех месяцев). Это создало угрозу массового нарушения статей 16.3 КоАП РФ и 226.1 УК РФ, так как нарушение считается оконченным в момент ввоза товара на территорию России.
Ситуация вызвала правовой хаос: импортеры боялись подавать декларации на товары, опасаясь штрафов и уголовной ответственности, а таможенные органы избегали активных действий по задержанию грузов.
Реакция участников рынка и государственных органов
Импортеры направили обращение в администрацию президента с просьбой разобраться в ситуации. Минприроды в ответ заявило, что его новая позиция не связана с изменением нормативного регулирования, так как в списке F до сих пор отсутствуют указания о контроле смесей.
11 декабря 2024 года на встрече участников ВЭД с представителями Новороссийской таможни было подтверждено, что товары выпускаются без лицензий Минпромторга. Однако участники рынка опасаются, что в будущем позиция может снова измениться, и ретроспективное применение новых требований приведет к серьезным санкциям.
Выводы и рекомендации
Сложившаяся ситуация демонстрирует необходимость четкого нормативного регулирования обращения оборудования с смесями ГФУ. Отсутствие ясности создает риски для участников внешнеэкономической деятельности и провоцирует правовые конфликты.
Для минимизации рисков участникам ВЭД рекомендуется:
1. Следить за обновлениями нормативных актов и позиций государственных органов.
2. Проводить консультации с таможенными адвокатами и специалистами.
3. Заблаговременно готовить документы для получения лицензий Минпромторга.
Необходимость пересмотра подходов к регулированию ввоза смесей ГФУ очевидна. Только совместные усилия государственных органов и бизнеса позволят избежать подобных ситуаций в будущем и обеспечить стабильность внешнеэкономической деятельности.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Категория: Новости логистики