01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 |
Информационные источники для ВЭД |
Таможенный кодекс ТС |
Таможенный кодекс ЕАЭС |
Таможенное регулирование |
Таможенные справочники |
Для участников ВЭД
|
Эстония ввела новую систему прохождения границы с Россией: выехать на территорию РФ на автомобиле можно только по записи. В Таллине надеются, что это избавит пункты пропуска от очередей. Пока же новая система приносит гражданам и бизнесу сплошные неудобства.
Очереди на эстонско-российской границе, растянувшиеся на много километров и на несколько дней, перевозчиков и туристов давно не удивляют. Эстонские власти решили избавиться от этой проблемы современным технологичным методом – путем введения системы электронной регистрации. Она заработала в трех эстонских пунктах пропуска – Нарва (Ивангород), Лухамаа (Шумилкино) и Койдула (Куничина гора).
В границах дозволенного
Суть новой системы (она получила название GoSwift) в том, что место в очереди теперь можно занять заблаговременно. Таким образом, переход границы отныне будет осуществляться по такой схеме: бронирование места, ожидание своей очереди (в зоне ожидания на границе или в любом удобном месте) и собственно пересечение пункта пропуска. Исключение – для рейсовых автобусов, которые ходят по расписанию.
Время пересечения можно забронировать тремя способами: по Интернету, по телефону или же на месте в зоне ожидания. Иначе говоря – на парковке со всеми удобствами (Wi-Fi, кафе, туалет и охрана), которая есть вблизи каждого пункта. Не зарегистрировавшихся заранее будут пропускать через границу в порядке живой очереди в свободные от брони «окошки». Водителей предупреждают: пропускную способность границы предсказать невозможно – в Нарве ожидание может составить четыре дня, в Лухамаа и Койдуле – меньше.
Саму же бронь можно сделать максимум за 90 суток до поездки. Время перехода указывается не с точностью до минуты, а с интервалом примерно в час. Транспортным средствам категории «С» (грузовики) надо прибывать в зону ожидания за три часа до перехода, остальным – к обозначенному времени. В определенных случаях (например, если в машине находится дипломат или она перевозит «чувствительный ко времени» товар, а также в случаях ЧС) можно зарегистрироваться в так называемой привилегированной очереди.
За электронную регистрацию будут брать один евро. К этой сумме может добавиться плата за нахождение в зоне ожидания в зависимости от самой зоны и типа транспортного средства. В Нарве, например, с мотоцикла возьмут 1 евро, легковушки – 2, а для грузовика или автобуса плата составит 14 евро.
При бронировании будут записываться данные планирующих пересечь границу лиц и их автомобилей. Водители грузовиков должны будут также представить номер таможенного документа MRN или задекларировать, что они пересекают границу без груза.
Убить всех зайцев
Эстонцы рассчитывают, что введение такой системы позволит убить двух зайцев. Во-первых, сократить очереди на границе. Занимая заранее место, водитель будет подъезжать к пункту пропуска в назначенное время. А ждать при необходимости не на дороге, а на спецпарковке.
Второй «заяц» – это разного рода правонарушения, которые случаются в очередях при пересечении границы. Например, при новом порядке нельзя будет продать свое место в очереди – бронь невозможно сделать дважды на одно и то же лицо с одним и тем же автомобилем. По этой же причине будет перекрыт кислород торговцам бензином, сигаретами и прочим товаром, который можно приобрести подешевле в России и ввезти в Эстонию.
На первый взгляд, все действия, определенные эстонскими властями, разумны и правильны. Действительно, опрошенные «БалтИнфо» эксперты полагают, что в будущем подобная система принесет пользу. Но предстоит отработать множество вопросов: например, сообщили «БалтИнфо» в Северо-Западном таможенном управлении, может возникнуть проблема с иностранными туристами, следующими через Эстонию в Россию и в страны Шенгенской зоны. А также с теми, кто путешествует часто.
Вообще, уже на этапе тестирования система принесла как обывателям, так и предпринимателям сплошные неудобства. Главное – то, что очередь уже расписана на месяц вперед, а вписаться в нее повторно, пока не пересек госграницу, невозможно. С одной стороны, на ситуацию влияет высокий туристический сезон. Власти уверяют, что впоследствии время ожидания составит максимум 4-5 дней. А бизнесмены говорят, что и сейчас приходится выстаивать столько же.
«Для частных поездок, быть может, такой срок приемлем, – отмечает заместитель директора компании грузоперевозок «СовАвто» Дмитрий Кодомский. – Однако для грузоперевозчиков это критический срок – при ожидании выезда в течение пяти дней перевозки для нас становятся нерентабельны».
С тем, что нововведение не поможет снизить градус недовольства обстановкой на границе, согласен и председатель петербургского отделения Ассоциации международных автоперевозчиков Александр Дацюк. Он заметил, что для грузоперевозчиков есть условие – в очередь можно записать только после получения груза.
«Наши, петербургские перевозчики, доставляют в основном груз из Эстонии. При новой системе они будут проигрывать тем, кто доставляет товары из более отдаленных стран – например, Германии. Судите сами: время ожидания в очереди примерно одинаковое. Тот, кто едет из Германии, получит груз, зарегистрируется и приедет как раз к назначенному времени, а наши водители в это время будут простаивать в Эстонии».
Очереди на границе, считает эксперт, сохранятся в любом случае. А значит, главная цель всех пограничных нововведений все равно не будет достигнута. «Проблема не в том, как учитывать автомобили, а в низкой пропускной способности пограничных пунктов», – говорит эксперт. Действительно, по данным МИД Эстонии, погранпункт с российской стороны пропускает в день порядка 70 автомобилей, а персонал и инфраструктура в Эстонии позволяют обслуживать в два раза больше.
Договор дороже денег
По мнению доцента кафедры европейских исследований СПбГУ Дмитрия Болотова, в первую очередь новая система «ударит» по жителям приграничных территорий, «челнокам», для которых частые поездки в Россию за бензином, лекарствами и прочим являются хорошим подспорьем.
«В 2008 году жители приграничных территорий Калининградской области и Польши перевезли из России в Польшу сигарет на 40 млн. евро. Не знаю, каковы сейчас цифры по такой приграничной торговле между Россией и Эстонией, но думаю, что немалые», – отмечает эксперт. Учитывая, что места в очереди расписаны уже до конца августа, попасть на территорию России как «челнокам», так и просто путешествующим уже невозможно, добавил Дмитрий Болотов.
По мнению эксперта, основная причина, которая пока мешает России и Эстонии разобраться с приграничными проблемами – это отсутствие ратифицированного договора о государственной границе. «Пока не будет этого документа, пока не будет детальных инструкций по работе существующих пунктов пропуска, по ремонту и строительству новых, эта проблема не решится», – отметил он.
По мнению Болотова, в решении эстонских властей ввести новую систему пропуска нет никакой политики – есть желание оптимизировать очереди и избежать махинаций с торговлей местами, бензином и так далее. Политика присутствует в решении вопроса с главным камнем преткновения – договором о госгранице. «Ситуация стопорится с эстонской стороны, которая считает, что в договоре надо отразить исторические моменты. Ну, а на это накладываются разные события с «бронзовым солдатом», маршами ветеранов СС и так далее. Так что пока каких-либо подвижек к договору о госгранице не предвидится», – делает эксперт неутешительный вывод.
Добавим, что данные таможни об очередях на эстонско-российской границе с завидной регулярностью напоминают сводки с фронтов. Так, 18 июля перед МАПП Ивангород на Кингисеппской таможне со стороны Эстонии стояло 248 грузовых машин. Перед Шумилкино и Куничиной горой – порядка ста.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Категория: Новости таможни