01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 |
Информационные источники для ВЭД |
Таможенный кодекс ТС |
Таможенный кодекс ЕАЭС |
Таможенное регулирование |
Таможенные справочники |
Для участников ВЭД
|
Возможность исправить ошибку в декларации без последствий - новое слово в таможенном законодательстве
Случайные ошибки бывают весьма досадными и дорогими, особенно, если они
случаются в таможенной декларации. И можно только приветствовать намерение
властей законодательно облегчить участь тех, кто ошибся невольно. Об этом
говорит привлеченный эксперт ТПП РФ, юрист таможенного холдинга «Группа ТАРГО»,
кандидат юридических наук Николай Зарубин.
Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает в административном законодательстве РФ специальные критерии освобождения от административной ответственности за недостоверное декларирование в случае самостоятельного выявления декларантом либо таможенным представителем нарушений, допущенных при таможенном декларировании.
Значимость подобных изменений сложно переоценить, считает Николай Зарубин.
Под недостоверным таможенным декларированием законодательство (ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП России) подразумевает заявление о товарах недостоверных сведений, если они могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера; заявление при декларировании недостоверных сведений; предоставление недействительных документов, если они могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Для большинства участников ВЭД процесс совершения таможенных операций очень сложен и, к сожалению, ошибки здесь нередки. Декларант может, конечно, обратится в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию, но в действующем законодательстве отсутствуют положения, которые позволили бы освободить его от административной ответственности за недостоверное декларирование.
Законопроект же предусматривает именно такую возможность. Что же участник ВЭД должен сделать, чтобы законно избежать ответственности? Ему нужно добровольно предоставить обращение о внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, после выпуска товаров с приложением необходимых документов.
В законопроекте имеется перечень условий, ограничивающий возможность освободиться от административной ответственности: 1) обращение декларанта должно поступить в таможенный орган до того, как данный орган получит сведения об административном правонарушении самостоятельно, а также до того, как таможенный орган уведомит декларанта о проведении контроля после выпуска товаров или до того, как таможенный орган приступил к проведению такого контроля без уведомления (в предусмотренных законодательством случаях); 2) сумма неуплаченных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, сведения о которых недостоверно заявлены, не должна превышать одного процента от суммы платежей, уплаченных за такие товары; 3) на момент обращения в таможенный орган о внесении изменений в декларацию на товары у декларанта должна отсутствовать задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пени.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Первое условие, устанавливающее обязанность декларанта предоставить в таможенный орган заявление об изменении декларации до того, как таможенный орган выявит недостоверные сведения или предпримет действия, направленные на их выявление, представляется и справедливым, и разумным. Иначе недобросовестные участники ВЭД могли бы легко избегать административной ответственности.
Второе условие ограничивает освобождение от ответственности только за те невольные нарушения, размер ущерба от которых сравнительно невелик. Но установление размера в сумме одного процента от уплаченных таможенных платежей представляется не совсем верным. Во-первых, непонятно, чем обосновывается такая сумма. Во-вторых, размер чрезвычайно невелик и лишает очень большое количество участников ВЭД возможности воспользоваться правом на освобождение от административной ответственности. Если речь идет о добросовестных участниках ВЭД, допустивших случайную ошибку, то ведь больший размер недоплаченных платежей не делает ошибку преднамеренной.
Третье условие, несомненно, может служить дополнительным индикатором добросовестности участника ВЭД, но, в целом, наличие задолженности по платежам юридически никак не связано с конкретным административным правонарушением, условия для освобождения от ответственности за которое устанавливает законодатель.
Есть еще один нюанс, на который следует обратить внимание. В законопроекте отсутствуют нормы, направленные на освобождение от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование, повлекшее за собой неприменение установленных законодательством запретов и ограничений). Но ведь декларант может ошибиться не только в сведениях, влияющих на таможенные платежи, но и в тех, которые могут повлиять на применение запретов и ограничений!
Суть данных правонарушений схожа между собой, и представляется логичным предусмотреть также схожие основания освобождения от административной ответственности как за одно, так и за другое правонарушение.
В завершение - два вывода.
Первый: подобные изменения будет способствовать либерализации законодательства об административной ответственности за нарушение таможенных правил и, соответственно, упростит внешнеэкономическую деятельность в целом и таможенные операции - в частности.
Второй: представляется актуальным учесть мнение как представителей власти, так и бизнес-сообщества, относительно того, что размер неуплаты не должен превышать одного процента от суммы платежей. Этот размер может быть определен только опытным путем, и опыт профессионалов таможенной сферы может оказаться здесь незаменимым.
В целом же речь действительно идет о шаге в верном направлении.
Другие новости по теме:Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает в административном законодательстве РФ специальные критерии освобождения от административной ответственности за недостоверное декларирование в случае самостоятельного выявления декларантом либо таможенным представителем нарушений, допущенных при таможенном декларировании.
Значимость подобных изменений сложно переоценить, считает Николай Зарубин.
Под недостоверным таможенным декларированием законодательство (ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП России) подразумевает заявление о товарах недостоверных сведений, если они могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера; заявление при декларировании недостоверных сведений; предоставление недействительных документов, если они могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Для большинства участников ВЭД процесс совершения таможенных операций очень сложен и, к сожалению, ошибки здесь нередки. Декларант может, конечно, обратится в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию, но в действующем законодательстве отсутствуют положения, которые позволили бы освободить его от административной ответственности за недостоверное декларирование.
Законопроект же предусматривает именно такую возможность. Что же участник ВЭД должен сделать, чтобы законно избежать ответственности? Ему нужно добровольно предоставить обращение о внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, после выпуска товаров с приложением необходимых документов.
В законопроекте имеется перечень условий, ограничивающий возможность освободиться от административной ответственности: 1) обращение декларанта должно поступить в таможенный орган до того, как данный орган получит сведения об административном правонарушении самостоятельно, а также до того, как таможенный орган уведомит декларанта о проведении контроля после выпуска товаров или до того, как таможенный орган приступил к проведению такого контроля без уведомления (в предусмотренных законодательством случаях); 2) сумма неуплаченных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, сведения о которых недостоверно заявлены, не должна превышать одного процента от суммы платежей, уплаченных за такие товары; 3) на момент обращения в таможенный орган о внесении изменений в декларацию на товары у декларанта должна отсутствовать задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пени.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Первое условие, устанавливающее обязанность декларанта предоставить в таможенный орган заявление об изменении декларации до того, как таможенный орган выявит недостоверные сведения или предпримет действия, направленные на их выявление, представляется и справедливым, и разумным. Иначе недобросовестные участники ВЭД могли бы легко избегать административной ответственности.
Второе условие ограничивает освобождение от ответственности только за те невольные нарушения, размер ущерба от которых сравнительно невелик. Но установление размера в сумме одного процента от уплаченных таможенных платежей представляется не совсем верным. Во-первых, непонятно, чем обосновывается такая сумма. Во-вторых, размер чрезвычайно невелик и лишает очень большое количество участников ВЭД возможности воспользоваться правом на освобождение от административной ответственности. Если речь идет о добросовестных участниках ВЭД, допустивших случайную ошибку, то ведь больший размер недоплаченных платежей не делает ошибку преднамеренной.
Третье условие, несомненно, может служить дополнительным индикатором добросовестности участника ВЭД, но, в целом, наличие задолженности по платежам юридически никак не связано с конкретным административным правонарушением, условия для освобождения от ответственности за которое устанавливает законодатель.
Есть еще один нюанс, на который следует обратить внимание. В законопроекте отсутствуют нормы, направленные на освобождение от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование, повлекшее за собой неприменение установленных законодательством запретов и ограничений). Но ведь декларант может ошибиться не только в сведениях, влияющих на таможенные платежи, но и в тех, которые могут повлиять на применение запретов и ограничений!
Суть данных правонарушений схожа между собой, и представляется логичным предусмотреть также схожие основания освобождения от административной ответственности как за одно, так и за другое правонарушение.
В завершение - два вывода.
Первый: подобные изменения будет способствовать либерализации законодательства об административной ответственности за нарушение таможенных правил и, соответственно, упростит внешнеэкономическую деятельность в целом и таможенные операции - в частности.
Второй: представляется актуальным учесть мнение как представителей власти, так и бизнес-сообщества, относительно того, что размер неуплаты не должен превышать одного процента от суммы платежей. Этот размер может быть определен только опытным путем, и опыт профессионалов таможенной сферы может оказаться здесь незаменимым.
В целом же речь действительно идет о шаге в верном направлении.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Категория: Новости ВЭД