01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 |
Информационные источники для ВЭД |
Таможенный кодекс ТС |
Таможенный кодекс ЕАЭС |
Таможенное регулирование |
Таможенные справочники |
Для участников ВЭД
|
В прошлом году таможенные органы России столкнулись с необходимостью контроля происхождения товаров и обоснованности предоставления тарифных преференций в условиях санкций.
В рамках этих мер были внесены изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Согласно этим изменениям, с 1 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года в подтверждение происхождения товара для предоставления тарифных преференций может представляться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара. При этом, оригинал сертификата должен быть представлен в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.
Товары, в отношении которых представлялась копия сертификата о происхождении формы А, выпускаются с предоставлением тарифных преференций, а не под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Также до конца текущего года условие непосредственной закупки не применяется в качестве обязательного условия для предоставления тарифных преференций.
Аналогичное упрощение введено и для соглашений о зоне свободной торговли. Согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 19.05.2022 № 85, с 19 июня 2022 года по 31 декабря 2023 года для предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, может использоваться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара. При этом, оригинал сертификата должен быть представлен в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации ДТ.
В качестве дополнительной меры поддержки бизнес-сообщества предлагается внести на обсуждение Комиссии изменение в право Союза в части подтверждения происхождения товара одним сертификатом о происхождении, если такие товары попадают под преференциальный режим и к ним применяются меры защиты – антидемпинговые пошлины.
ФТС России активно сотрудничает с уполномоченными иностранными органами по разработке электронных систем верификации происхождения товаров. Электронная система верификации происхождения – это проверка сертификата, реквизиты которого заявлены в графе 44. При этом сам сертификат может не представляться, его реквизиты указываются в декларации. Данный механизм позволяет осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений в режиме реального времени, что позволяет свести к минимуму направление верификационных запросов в уполномоченные органы и сократить сроки совершения таможенных операций.
Положение о возможности применения электронной системы верификации установлено большинством правил о происхождении товаров, в том числе в рамках соглашений о ЗСТ. В настоящее время ведется работа по согласованию международных протоколов об электронной системы верификации с компетентными органами развивающихся стран, государств СНГ и стран, с которыми заключены соглашения о ЗСТ.
В 2022 году были подписаны межправительственные протоколы с Азербайджаном, Узбекистаном, а также будет подписан протокол с Таджикистаном. В рамках Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран были подписаны протоколы с Мьянмой, Египтом. В высокой степени готовность находятся проекты протоколов с Марокко, Эфиопией, Бангладеш. По соглашениям о ЗСТ протоколы готовятся Евразийской экономической комиссией, в настоящее время в разработке проекты протоколов с Вьетнамом и Сербией.
Отдельно стоит упомянуть инструмент предварительного решения о происхождении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза. Этот инструмент предусмотрен Таможенным кодексом ЕАЭС, но ни в России, ни в других странах Союза практически никто не пользуется им. Причина заключается в том, что одним из основных документов, которые необходимо приложить к заявлению на выдачу предварительного решения, является сертификат о происхождении товара, а срок его действия совпадает со сроком действия сертификата (один год).
ФТС России предлагает рассмотреть введение в ТК ЕАЭС института уполномоченного экспортера как альтернативу предварительному решению о происхождении товаров. Этот статус может быть присвоен при наличии соответствующего международного соглашения Союза с третьей страной. Все проекты соглашений, которые сейчас разрабатываются, содержат соответствующие положения, и таможенники России стремятся к тому, чтобы они нашли практическое применение. Данный статус позволяет не требовать сертификат о происхождении при декларировании, в качестве подтверждения происхождения товара достаточно предоставить декларацию о происхождении, заявленную уполномоченным экспортером.
Стоит отметить, что ФТС проводит проверки подтверждения происхождения товаров после выпуска. Проверки проводятся как на основании верификационных запросов в страны для проверки фактов выдачи сертификатов о происхождении товаров, так и на основании других документов и информации.
Если порядок заполнения сертификата нарушен, таможня не имеет права его принимать и о предоставлении преференции стоит забыть.
Если сертификат не был представлен до выпуска товара, он может быть представлен позже. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ДТ и приложить сертификат. Если все сведения подтвердятся, преференция будет предоставлена.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Категория: Новости таможни